Четыре вдохновляющие истории о смене профессии
от наших читателей
Личный опыт
18 ноября
Смена карьеры — это всегда вызов, особенно когда за плечами многолетний опыт в одной сфере. Но наши читатели доказывают, что никогда не поздно начать новый путь. Кто-то после 40 стал психологом, а кто-то освоил управление экскаватором. Эти истории о смелости, упорстве и готовности изменить свою жизнь, которые вдохновляют на собственные перемены.
Из врача в программисты
Иван, 27 лет, Москва
Я обучался в медицинском университете. Подрабатывал медбратом, ходил на курсы массажиста и подрабатывал в салоне красоты. Стипендии не хватало на жизнь, утром — учёба, вечером — работа, ночью — домашнее задание и так по кругу. Было тяжело. После окончания университета я поступил в ординатуру (по договору с больницей с предложением устроиться гастроэнтерологом в стационар) и параллельно проходил стажировку как врач педиатр на участке (на самом деле, на меня нагрузили 3 участка и я бегал, старался успеть всё).
Учиться в мед меня отправила бабушка. Мне сложно было понять в 18 лет, хочу ли я заниматься этим вообще. Мысли о смене профессии подходили постепенно, но особенно в момент окончания ординатуры: больница, до этого обещающая мне место врачом-гастроэнтерологом, предложила поработать несколько лет врачом на участке. Я отказался. Работа мне не приносила удовольствия, токсичность наблюдалась везде: в работе с пациентами, с начальством (минимальные условия оплаты, штрафы). Тогда нашел информацию об интенсиве и решил использовать свои накопления, чтобы начать обучение на программиста.
Наверное, отчаяние мне помогло решиться на этот шаг. Родителям (бабушке и дедушке) я ничего говорить не стал, раскрыл карты только после того, когда нашел себе рабочее место. Поддерживала меня девушка, с которой мы уже много лет вместе, за что ей огромное спасибо.
Спустя месяц после обучения я приступил к поиску работы. Работа начиналась с мелких подработок, по типу небольших студий. Потом нашел постоянную работу.
Не бойтесь рисковать и не бойтесь действовать. Если вы чувствуете, что эту работу вы ненавидите всеми фибрами души, то, возможно стоит немного задуматься — может, вам нужны некоторые перемены в жизни? Да, я понимаю, что у меня нет детей и такой ответственности, но думаю, если есть хотя бы минимальные накопления на несколько месяцев, то можно попробовать. На крайний случай, ничего не помешает вернуться назад, на старое место — именно так я себя и мотивировал.
Из автомеханика в машинисты экскаватора
Марат, 30 лет, Самара
Сейчас я машинист колесного экскаватора, а до этого я работал слесарем-автомехаником в небольшом сервисе по ремонту авто. Там я научился делать легкий ремонт, который мне до сих пор помогает чинить собственную машину и не обращаться в сервис даже по каким-то серьезным вопросам. По образованию я сварщик ручной дуговой, я пытался работать по профессии, но не выходило.
Идею сменить профессию мне подкинул отец, он сам работает на фронтальном погрузчике. Близкие позитивно отозвались о смене работы, но забавно, что они до сих пор не понимают чем именно я занимаюсь, даже спустя 2 года работы.
Как такового обучения нету: я просто сдал на права по копеечной цене и вперед! Нужно лишь найти работодателя, который возьмет к себе без опыта. Из прошлой профессии я почерпнул много для себя: к нам приезжали дизельные газели с моторами, похожими на те, что которые сейчас стоят на современных тракторах.
Профессия творческая, много и часто нужно визуализировать прежде, чем приступить к работе. Одну и ту же канаву можно выкопать по-разному. Не нравится только человеческий фактор: прорабы от объекта к объекту разные, нужно ко всем новым людям искать подход.
Сейчас я получаю 500 рублей в час, а это в среднем свыше 100 000 в месяц. К тому же вся строительная техника одинаковая в любой стране. Если научился работать здесь, то можно переехать за рубеж и там работать, например, на британских погрузчиках марки JCB.
Из офицера МЧС в проджект-менеджеры
Артём Астапов, 27 лет. Жил в Санкт-Петербурге, сейчас в Будве, Черногория
После окончания Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в 2019 году, я остался там работать в должности начальника курса Кадетского пожарно-спасательного корпуса. За два года моя зарплата увеличилась с 40 до 55 тысяч рублей — за счёт индексации, получения звания старшего лейтенанта и подработке на полставки преподавателем. Но за это время цены выросли гораздо сильнее. Роста зарплаты ждать было неоткуда. Я стал думать о смене профессии. Рассматривал разные варианты, но больше всего, разумеется, привлекало IT. Решил, что я не глупый, с аналитическим мышлением порядок, так что смогу стать программистом. План был — учиться и работать, найти работу и только тогда уволиться.
После 2022 года я понял, что нужно срочно менять работу. Родные поддержали, несмотря на то, что им нравилось, что я офицер. В августе 2022 года я уволился и уехал из России, а закончил обучение в начале 2023 года. Я учился 10 месяцев по программе Python-разработчик. Мне помогли дисциплинированность, системность, упорство. Но больше всего мотивировало отсутствие постоянной работы.
Я разослал сотни откликов на вакансии. Рынок в начале 2023 уже был перенасыщен такими как я, «джунов» стало много (из-за популярности курсов), а спроса на них мало — из-за появления нейросети. Я адекватно оценил ситуацию и изменил резюме, сделал акцент на софт-скиллз, стал искать любую онлайн-работу. И нашел. Пошел на оплачиваемую стажировку проджект-менеджером в агентство диджитал-маркетинга. 3 месяца стажировки и моя зарплата стала стремительно расти, еще нашел подработку операционным аналитиком, где тоже хорошо прокачался.
Вот уже 1,5 года я работаю онлайн. Прекрасное ощущение, что не нужно тратить время на дорогу до работы. Я постоянно прокачиваюсь в технической части, в маркетинге, в менеджменте и в коммуникациях. Я чувствую, как растут мои компетенции.
Если вы умеете общаться с людьми и пользоваться компьютером - идите и работайте. Можно без курсов. Сразу идите на стажировку. Не тратьте время на поиск идеальной работы, пробуйте всё, ошибайтесь — это всё ваш опыт. Самое частое, что я слышал от рекрутеров — «не релевантный опыт». Но я пошел и приобрел релевантный. Пойдите и вы!
Из специалиста по предпечатной подготовке в психологи
Дмитрий Рабинович, 52 года, Санкт-Петербург
Я работал на большом полиграфическом производстве специалистом по предпечатной подготовке и начальником отдела. Я бы не сказал, что меня не устраивала эта профессия, просто интерес к психологии был всегда. К 40 годам у меня случился кризис среднего возраста, переосмысление жизни, я задался вопросом, чего я хочу. Я думаю, как и многие психологи, я пошел учиться, чтобы разобраться в себе. Психологическое образование длится 3 года, но у меня семья, поэтому я никак не мог просто взять и уйти с работы в учебу. К счастью, большинство программ по психологии (я учился в институте «Гармония» в Санкт-Петербурге) разработаны таким образом, чтобы их можно было успешно совмещать с работой. Обучение проходило в формате трехдневных модулей раз в полтора месяца: вечер пятницы, вся суббота и воскресенье, а также практические группы по вечерам. Думаю, большую роль сыграло и то, что в моем институте, как и во многих других, предлагалась возможность оплаты в рассрочку, что не стало значительной нагрузкой на мой бюджет. Родные поддерживали меня, хотя их и удивило мое решение.
Обучение в хорошем психологическом институте включает в себя много практики. Теоретическая часть, конечно, присутствует, но основное внимание уделяется сочетанию учебно-методических и терапевтических групп. Причем к концу обучения акцент смещается в сторону первой. Особенность подготовки психолога в том, что помимо профессии ты получаешь поддерживающее сообщество и находишь новых друзей.
После окончания обучения мне был важен плавный финансовый переход, и я решил сначала довести зарплату психолога до зарплаты на основном месте работы, и только потом оставить полиграфию. Я проводил сессии по вечерам и в выходные дни. Я не торопился, поэтому окончательно ушел из полиграфии только через 5 лет после окончания обучения, хотя мне кажется, что последние года 2-3 я оставался на первой работе уже из страха.
В новой профессии мне нравится постоянное разнообразие. Она требует полной включенности: нужно не только мыслить, опираясь на терапевтические модели, но и подключать чувства, без которых невозможно установить настоящий контакт.
Еще одним плюсом является то, что у меня остается много свободного времени. Я установил для себя границу — не больше 4-5 клиентов в день по часу каждый, чтобы сохранять качество работы (потом качество сессий ухудшается). Нравится, что работать можно из любой точки земного шара, нужно только тихое помещение, хороший интернет и ноутбук с камерой. Если клиенты живые — то нужен кабинет с почасовой арендой, которые есть во многих городах. Не нравится, что нет никаких оплачиваемых отпусков, ведь я работаю на себя. С тех пор, как я окончил первое психологическое образование, я получил еще два, а сейчас, совмещая с работой, прохожу уже четвертое. Что касается заработка, он изменился кардинально — сейчас я зарабатываю примерно в три раза больше, чем когда работал в полиграфии.
Если вас привлекает практическая психология, обучение этой профессии почти гарантирует работу. В России терапия только начинает набирать популярность, и, на мой взгляд, конкуренция в этой сфере в ближайшие 10 лет будет минимальной. Да, в начале клиенты приходят постепенно, и процесс может казаться медленным. Однако его можно значительно ускорить, если активно развивать свою профессиональную страницу в социальных сетях.