Грумер о своем пути: «стажером нужно отработать примерно год, чтобы стать мастером и набраться опыта»
Михаил прошел путь от ученика курсов до открытия своего груминг-салона
Личный опыт
30 мая
Освоить профессию даже без высшего образования, ежедневно общаться с животными и наводить красоту — все это о грумере. Михаил Тарасов отучился на курсах, прошел путь стажера и в итоге открыл свой салон в Таиланде. Он рассказал нам о сложностях профессии и своем пути.
— Кем ты работал до новой профессии? Как вообще в голову пришла идея стать грумером?
— После школы я не знал, куда идти учиться, но родители хотели, чтобы я получил высшее образование. Моя знакомая пошла на юридический факультет, и я пошел с ней за компанию. Уже на первом курсе я понял, что это не моя сфера, но вуз я все-таки окончил. После учебы я работал курьером, доставлял пиццу на автомобиле. Потом я заметил, что у меня плохо развит навык общения с людьми. Тогда я пошел работать барменом — я решил, что это отличный способ прокачать навыки коммуникации. Но тут мне не везло: то не платили зарплату, то закрывался бар.
После нескольких таких подработок я понял, что нужно найти уже своё дело. Главное, от чего я отталкивался — я не хотел работать с людьми. И тогда я подумал, о, а животные? Я с детства люблю их, всегда в доме были кошки и собаки. Я думал о ветеринарии, но там необходимо пройти длительную учебу в вузе, а сил на это после юрфака у меня уже не было. Хотелось быстрее начать работать. Я подумал о кинологии и сходил на день открытых дверей в Московскую Ветеринарную Академию Скрябина, где рассказывали об этой профессии. Но, посмотрев вакансии, я понял, что в основном работа в кинологии связана со службой в правоохранительных органах: это места в полиции, следствии, поиск наркотиков, взрывчатых веществ. Это совсем не мое. И тогда я наткнулся на третий вариант — груминг кошечек, собачек. Я решил попробовать.
— Ты пошел на курсы?
— Да, я долго выбирал курсы по отзывам в интернете. Остановился на очных полугодовых курсах. Тогда, пять лет назад, школ было не так уж и много, а 10-15 лет назад их вообще не было в России. А сейчас выбор курсов и школ огромен, есть даже курсы на 7 дней, но я их не рекомендую. Может, только чтобы представить, твое это или нет.
Я учился три дня в неделю. У нас был большой блок по теории: основы ветеринарии, подробная анатомия животных, виды шерсти. Далее нас учили, как мыть, стричь и чистить уши собакам. Были показательные стрижки от преподавателей. Затем была практика, контрольные, экзамены.
— Вам приводили на стрижку животных?
— Да, школа размещала объявления, что можно привести животное на груминг за символические деньги (оплата только за косметику), но работа будет выполняться учениками, а это значит, что и времени займет больше и качество груминга будет не как у топ-мастера. На одну собаку чаще всего приходилось два студента. Инструменты нам выдавала школа.
— Сколько нужно денег на инструменты, чтобы начать работать?
— После учебы я купил себе инструменты: ножницы, машинку для стрижки и ножи к ней. Это самая необходимая база. Это не много, но дорого. Набор самых простых ножниц: филлеры, прямые и гнутые в едином боксе, сейчас стоит примерно 15,000 рублей. Приличная машинка — от 15,000, а совсем хорошие от 30,000. Каждый нож к машинке стоит от 4,000 рублей, минимальный набор — 4 разных ножа. То есть для старта требуются вложения минимум 60,000 рублей, а дальше — больше, если хочется инструменты высшего класса.
Остальное: пуходерки, гребни — обычно предоставляет салон. Их тоже можно купить, но это уже в разы дешевле. Косметику (шампуни, бальзамы, лосьоны) закупает салон.
Да, в школе рассказывают про инструменты. Но новичку будет трудно в них разобраться. Я не сразу начал хорошо разбираться в этом, видеть отличие китайских ножниц за пять тысяч от инструмента премиум-класса за пятьдесят.
— Как ты нашел первую работу?
— После учебы лучшим ученикам, кто набрал больше всего балов по результатам контрольных и экзаменов, предлагают работу в том же салоне при школе. Мне не предложили: баллов у меня было недостаточно.
Я обошел все салоны около своего дома и устроился помощником грумера. Сразу стать грумером не получится: не умеет еще студент после школы хорошо стричь. В помощники сейчас берут достаточно охотно, ведь тогда мастер успеет принять больше животных, и значит больше заработать.
Культура ухода и заботы за своими домашними любимцами в последние годы очень активно развивалась в России, появилось много салонов и сервисов для домашних питомцев, люди стали понимать, что грамотный груминг улучшает качество жизни их пушистых друзей. А спрос – рождает предложение. Сейчас очень много разнообразных груминг-салонов и наблюдается дефицит кадров, грумеров не хватает.
— Что делает стажер и когда можно стать мастером?
— Мастер продолжит обучать тебя. Но главное, чем занимается стажер — подготовка к стрижке. Значительная часть успеха хорошей стрижки — это тщательная подготовка шерсти: качественно промыть, хорошо просушить, уложить шерсть, почистить ушки, постричь когти, выбрить гигиенические зоны – всё это обязанности стажера. А задача мастера-грумера — подстричь. Вместе вы встаете на поток: помощник подготавливает собаку, отдает грумеру и приступает к подготовке следующей собаки. Если один человек может успеть за день сделать четыре-пять животных, то с грамотным помощником можно успеть принять и восемь-десять клиентов. Так стажеры работают примерно год, чтобы стать мастером и набраться опыта.
Когда я достаточно отточил навык подготовки собак к стрижке, мой салон объявлял акции для меня — груминг собаки со скидкой у стажера. Так я начал не только мыть и сушить, но и стричь.
— И сколько платят стажеру и мастеру?
— По началу стажер это обуза (мастеру приходится тратить много сил и времени, чтобы обучить его), и большую часть заработка забирает себе мастер. А когда ты уже действительно можешь помогать, то доход, как правило, делится пополам. В салонах разные условия, но обычно ставка мастера-грумера в салоне 60 на 40: 60% от стоимости заказа забирает салон, а 40% остается грумеру (и стажеру). В среднем сейчас 2,500 — 3,000 рублей стоит одна стрижка маленькой собачки на окраине Москвы, а в центре может быть и 6,000. Груминг крупных пород, например, хаски, обходится дороже. Если вы с мастером приняли за день 8 собак за 3,000, и вдвоем получаете за одну стрижку 1,200 рублей (по 600 каждый), то за смену каждый получит 4,800 рублей. Но по началу стажеры получают мало, 1,500-2000 за смену. Первый год придется помучиться.
А если стрижка йорка стоит 6,000 (как в салонах премиум-класса в Москве), то такой грумер может при графике 5/2 и 250 тысяч заработать. В регионах цены ниже (например, шпиц может стоить 1700 рублей) и, соответственно, доход значительно меньше.
В итоге грумер получает от 50,000 до 250,000 в месяц в зависимости от региона и загруженности. Сейчас сложно назвать эту работу сезонной, собаки есть на процедуры всегда. Но весной, во время линьки и перед дачей запись на две недели вперед; осенью после дачи желающих тоже много. Есть всплеск перед Новым годом: чтобы собачки встречали его красивыми. В такие времена работаешь семь дней в неделю.
А есть и новогодние или майские праздники, когда все отдыхают и клиентов значительно меньше.
Ну и конечно, если сфера нравится, то деньги постоянно уходят на развитие: на обновление инструментов, мастер-классы. А еще ножницы надо затачивать: это 500 рублей инструмент, специалист делает это раз в полгода, а стажер чаще, ведь еще не умеет пользоваться ими аккуратно.
— Твое представление о профессии совпало с реальностью?
— Я мало чего знал о груминге, был открыт ко всему новому. И поскольку не было ожиданий, не было и разочарования. Но насколько я знаю, сейчас грумеров не хватает, салоны активно ищут стажеров. Из тех, кто учится на курсах, в профессии остаются единицы. Наверно потому, что люди смотрят на красивые работы в социальных сетях: так мило, кошечки, собачки, красивые стрижки и бантики, с собачками играем, все целуются, сплошной позитив. А оказывается, что на деле все не совсем так. За кадром остаются все неприятные запахи, нужно отмывать грязные попы и лапы, у собак могут быть гнилые зубы, в шерсти колтуны, которые трудно вычесывать, собаки кусаются, кошки царапаются. Это профессия тяжела физически. Плюс в соцсетях мы чаще видим профессиональных дорогих грумеров, к которым ходят постоянные клиенты с очень ухоженными собаками, они готовятся к выставкам и фотосессиям. К простым же грумерам ходят обычные домашние животные с проблемами поведения и зачастую здоровья.
Вообще груминг делится на два вида: шоу и пэт груминг. Шоу-груминг — это уход за собаками которые участвуют в выставках. Там нужно все делать по международным стандартам, и попасть туда сложно: никто не хочет вести животное к неизвестному мастеру без опыта, ведь каждая шерстинка на счету. А пэт-груминг (по-английски pet – домашнее животное), это ежедневная стрижка и уход за «простыми» животными. Это стрижка когтей, чистка ушей, мытье, сушка, вычесывание, стрижка желанию владельца, иногда чистят параанальные железы. Некоторые салоны предлагают чистку зубов ультразвуком.
Дальше все зависит от типа шерсти: пуделей стригут, хаски вычесывают, а жесткошерстные породы типа терьеров нужно стриппинговать — выщипывать руками отмершую шерсть, потому что сами они не линяют.
Со временем начинаешь видеть породы, которые у тебя получаются лучше, и тогда появляется своя специализация. Но есть и те, кто работают со всеми животными.
— Собаки тебя кусают?
— Это бывает. Чаще всего кусаются маленькие собачки: им позволяют дома себя так вести. Больших воспитывают строже. Но на практике меня кусали серьезно только два раза: один раз прокусили ноготь, а второй раз руку. Важно не брать в работу невакцинированных животных, чтобы не заразиться бешенством.
— Может ли грумер работать на дому?
— Да, можно, но мне кажется это очень тяжело. Нужно ездить по городу, таскать с собой инструменты, Для выездного груминга есть переносные столы, но с ним все равно будет не как в салоне, у него нет подъемника... Сам я только несколько раз ездил стричь на дому. Всегда приходится стричь на чем попало: на кухонном столе, на крышке унитаза. Плюс собачки дома чувствуют себя главными и могут капризничать. В салоне они не так себя ведут. А еще нужно потратить деньги на дорогу. Новичкам я бы такое точно не посоветовал, можно возненавидеть профессию.
За рубежом еще есть «груминг на колесах»: оборудованные как груминг-салоны минивэны или автобусы. Они очень популярны в США, Мексике, в Таиланде тоже есть такие. Но, на мой взгляд, в России это очень сложно организовать из-за климатических особенностей. Ведь нужно обеспечить тепло в машине, провести портативные воду и электричество. Я не знаю всех технических тонкостей, но думаю, что это задача не из простых
На сколько знаю, в России есть возможность работать грумеру как самозанятому. Можно арендовать небольшое помещение, оборудовать его и работать на самого себя. Тоже неплохой вариант.
— Сейчас ты открыл салон в Таиланде. Сложно было начать свое дело?
— Мы уехали в Таиланд два года назад, и сначала я не думал, что смогу тут работать. Но инструменты с собой взял. Иногда грумил животных своих друзей и знакомых, смотрел, насколько это востребовано тут, получал обратную связь. Затем мы с женой начали узнавать, как легализоваться, всё-таки мы юристы по образованию и для нас очень важно делать всё максимально прозрачно и открыто. Ну а потом решились: нашли тайского партнера и начали действовать. Самым сложным было разбираться в законодательстве и всех тонкостях: тут не обойтись без хорошего местного юриста и бухгалтера. Отдельная задача — найти хорошее помещение. На открытие ушло полгода.
Чтобы найти клиентов, я давал объявления в местных чатах telegram, многие находят меня по Google картам.
Сейчас у меня уже есть постоянные клиенты: это и русскоговорящие ребята, в основном экспаты, и иностранцы, и даже тайцы приходят.
В Таиланде очень любят животных, но груминг-культура только развивается. Многие отмечают, что у меня высокие стандарты оказания услуг. В столице, безусловно, много классных салонов с крутыми мастерами, тоже есть высококлассные школы, в которых обучались, в том числе, топовые мастера из России. Но есть и отдаленные регионы, как остров, где я живу, и тут сервис и навыки местных мастеров ещё не достигли высокого уровня.
Мне не хватает тут общения с коллегами. В России я всегда общался с грумерами в салоне, обсуждал новинки, учился чему-то. Да, есть онлайн семинары, но это не то. Я люблю, когда можно задать вопросы в живую. Но сообщество активно развивается, и новичку всегда помогут онлайн и подскажут, где искать информацию.
— Как ты думаешь, кому подойдет и точно не подойдет эта профессия?
— Главное в этой профессии — это любовь к животным. Не просто, когда нравятся картинки милых собачек и котиков, а когда готов помыть попу кусающемуся испуганному псу или подстричь когти кошке, которая хочет тебя ими разорвать. Терпение, необходимо терпение. Надо уметь находить подход к любому животному, у каждого свой характер. Кого-то надо уговаривать, с кем-то строго поговорить, а кого-то отвлечь и пожалеть. Ни в коем случае нельзя кричать, нельзя бить – это табу.
Для меня самое сложное — это общаться с хозяевами. Иногда просят побрить налысо собаку, для чьей шерсти это крайне не рекомендовано… Или просят не стричь когти, потому что собаке это не нравится, и т.д. В таких случаях моя задача — объяснить, почему так делать не стоит и попытаться переубедить клиента. Иногда спорят на счет цены.
Сейчас в России на курсах учатся в 80% случаев женщины, хотя мужчины в профессии очень нужны. В Азии наоборот, очень много грумеров мужчин.
Возрастных ограничений в принципе нет, если спина и суставы позволяют: со мной на курсах училась женщина, которая только вышла на пенсию. Она всю жизнь была домохозяйкой, и вот дети выросли и она пошла учиться. В итоге — она очень успешный грумер с кучей клиентов. Так что все возможно.